Пятница, 29.03.2024, 10:34
Персональный сайт учителя русского языка и литературы Гадылгареевой Альбины Даниловны
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 392
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

                Литература  9 класс Тест

                         М. А. Шолохов «Судьба человека»

                                              Вариант 1

Вскоре  я  увидел,  как  из-за  крайних дворов хутора вышел  на  дорогу мужчина. Он вел за руку маленького мальчика, судя по росту – лет пяти-шести, не больше.  Они устало брели по направлению к переправе,  но, поравнявшись с машиной,  повернули ко мне.  Высокий, сутуловатый мужчина, подойдя вплотную, сказал приглушенным баском:

      – Здорово, браток!

     – Здравствуй. – Я пожал протянутую мне большую, черствую руку.

     Мужчина наклонился к мальчику, сказал:

     – Поздоровайся с дядей,  сынок.  Он, видать, такой же шофер, как и твой папанька.  Только мы  с  тобой на  грузовой ездили,  а  он вот эту маленькую машину гоняет.

     Глядя мне  прямо в  глаза светлыми,  как  небушко,  глазами,  чуть-чуть улыбаясь,  мальчик смело протянул мне розовую холодную ручонку.  Я  легонько потряс ее, спросил:

     – Что же это у тебя,  старик,  рука такая холодная? На дворе теплынь, а ты замерзаешь?

     С  трогательной детской доверчивостью малыш  прижался к  моим  коленям, удивленно приподнял белесые бровки.

     – Какой же я старик,  дядя?  Я вовсе мальчик,  и я вовсе не замерзаю, а руки холодные – снежки катал потому что.

     Сняв со  спины тощий вещевой мешок,  устало присаживаясь рядом со мною, отец сказал:

     – Беда мне с этим пассажиром. Через него и я подбился. Широко шагнешь – он уже на рысь переходит,  вот и изволь к такому пехотинцу приноравливаться. Там,  где  мне  надо раз шагнуть, –  я  три раза шагаю,  так и  идем с  ним враздробь,  как конь с черепахой. А тут ведь за ним глаз да глаз нужен. Чуть отвернешься,  а  он уже по лужине бредет или леденику отломит и сосет вместо конфеты. Нет, не мужчинское это дело с такими пассажирами путешествовать, да еще походным порядком.

 

А 1. Определите жанр произведения, из которого взят текст.

1) рассказ;

2) повесть;

3) быль;

4) роман.

 

А 2. Какое место занимает этот фрагмент в произведении?

1) открывает повествование;

2) завершает повествование;

3) является кульминацией сюжета;

4) является завязкой сюжетного действия.

 

А 3. Главной темой данного отрывка является:

1) образ жизни шофёра;

2) встреча рассказчика с молодым мужчиной и мальчиком;

3) красота природы;

4) жизни и смерти.

 

А 4. Какую форму имеет повествование в произведении М. А. Шолохова «Судьба человека»?

1) повествование от 1-го лица;

2) повествование от 3-го лица;

3) рассказ в рассказе;

4) форму монолога.

 

А 5. С какой целью в данном фрагменте приводится речь мальчика?

1) выявить отсутствие в герое серьёзного отношения к жизни;

2) показать детскую непосредственность;

3) охарактеризовать психологическое состояние героя;

4) объяснить трудность характера ребёнка.

 

В 1. Укажите термин, которым в литературоведении называют средство художественной изобразительности, основанное на сопоставлении («светлыми,  как  небушко,  глазами»).

 

Ответ: ________________________________________________________

 

В 2. Назовите средство создания образа героя, строящееся на описании его внешности (со слов: «Глядя мне…»).

 

Ответ:_________________________________________________________

 

В 3. Из абзаца, начинающегося со слов: «Сняв со спины…», выпишите слово, которое характеризует состояние Андрея Соколова.

 

Ответ: _______________________________________________________

 

В 4. В абзаце, начинающемся со слов: «С трогательной…» найдите словосочетание, с помощью которого объясняется, как мальчик отнёсся к незнакомому шофёру.

 

Ответ: _______________________________________________________

 

С 1. Охарактеризуйте характер взаимоотношений между Андреем Соколовым и мальчиком. Как герои относятся друг к другу?

________________________________________________________________________________________________________________________________

                                 Литература  9 класс Тест

                        М. А. Шолохов «Судьба человека»

                                             Вариант 2

 

Чужой,  но  ставший  мне  близким  человек поднялся,  протянул большую, твердую, как дерево, руку:

     – Прощай, браток, счастливо тебе!

      И тебе счастливо добраться до Кашар.

     – Благодарствую. Эй, сынок, пойдем к лодке.

     Мальчик  подбежал  к  отцу,  пристроился  справа  и,  держась  за  полу отцовского ватника, засеменил рядом с широко шагавшим мужчиной.

     Два  осиротевших  человека,  две  песчинки,  заброшенные в  чужие  края военным ураганом невиданной силы...  Что-то ждет их впереди?  И  хотелось бы думать,  что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот,  который,  повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина.

     С тяжелой грустью смотрел я им вслед...  Может быть,  все и обошлось бы благополучно при  нашем расставании,  но  Ванюшка,  отойдя несколько шагов и заплетая куцыми ножками,  повернулся на  ходу ко мне лицом,  помахал розовой ручонкой.  И  вдруг словно мягкая,  но когтистая лапа сжала мне сердце,  и я поспешно отвернулся.  Нет,  не  только во сне плачут пожилые,  поседевшие за годы  войны  мужчины.  Плачут они  и  наяву.  Тут  главное – уметь  вовремя отвернуться.  Тут  самое главное – не  ранить сердце ребенка,  чтобы он  не увидел, как бежит по твоей щеке жгучая и скупая мужская слеза...

 

 

А 1. Определите жанр произведения, из которого взят текст.

1) рассказ;

2) повесть;

3) быль;

4) роман.

 

А 2. Какое место занимает этот фрагмент в произведении?

1) открывает повествование;

2) завершает повествование;

3) является кульминацией сюжета;

4) является завязкой сюжетного действия.

 

А 3. Главной темой данного отрывка является:

1) слабость здоровья маленького мальчика;

2) жестокость людей;

3) сила духа русского мужчины, прошедшего войну;

4) сиротство людей после войны.

А 4. Какую форму имеет повествование в произведении М. А. Шолохова «Судьба человека»?

1) повествование от 1-го лица;

2) повествование от 3-го лица;

3) рассказ в рассказе;

4) форму монолога.

 

А 5. С какой целью в данном фрагменте приводится описание мыслей рассказчика?

1) выявить главную идею произведения, авторское отношение к герою;

2) показать отношение мальчика к Андрею Соколову;

3) увеличить объём повествования;

4) заинтересовать читателя.

 

В 1. Укажите термин, которым в литературоведении называют средство художественной изобразительности, помогающее автору описать героя и выразить своё отношение к нему («осиротевших», «несгибаемой воли», «жгучая и скупая»).

 

Ответ: ________________________________________________________

 

В 2. Назовите средство создания образа героя, строящееся на описании его действий (со слов: «Мальчик подбежал…»).

 

Ответ:_________________________________________________________

 

В 3. Из абзаца, начинающегося со слов: «С тяжёлой…», выпишите словосочетание, которое объясняет, с каким настроением смотрел рассказчик на удалявшихся двух людей (Андрея Соколова и мальчика).

 

Ответ: _______________________________________________________

 

В 4. В абзаце, начинающемся со слов: «Чужой…» найдите сравнение, с помощью которого описывается твёрдость руки Андрея Соколова.

 

 

Ответ: _______________________________________________________

 

С 1. О чём заставляет задуматься читателя финальная часть произведения М. А. Шолохова «Судьба человека»?

 

________________________________________________________________________________________________________________________________

                                  

 

 

                                  Литература  9 класс Тест

 

                        М. А. Шолохов «Судьба человека»

 

                                             Вариант 1

 

                                             Ответы

 

 

А.     1.

А.2.  1.

А.3.  2.

А.4.  3.

А.5.  2.

В.1.  Сравнение.

В.2.  Портрет.

В.3.  Устало.

В.4.  С трогательной детской доверчивостью.

 

 

                                           Вариант 2

 

 

А.1   1.

А.2.  2.

А.3.  3.

А.4.  3.

А.5.  1.

В.1.  Эпитет.

В.2.  Поступок.

В.3.  С тяжёлой грустью.

В.4.  Твёрдую, как дерево, руку.

Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz