Литература 9 класс Тест
М. А. Шолохов «Судьба
человека»
Вариант
1
Вскоре я увидел,
как из-за крайних дворов хутора вышел на
дорогу мужчина. Он вел за руку маленького мальчика, судя по росту – лет
пяти-шести, не больше. Они устало брели
по направлению к переправе, но,
поравнявшись с машиной, повернули ко
мне. Высокий, сутуловатый мужчина,
подойдя вплотную, сказал приглушенным баском:
– Здорово,
браток!
– Здравствуй. – Я пожал протянутую мне
большую, черствую руку.
Мужчина
наклонился к мальчику, сказал:
– Поздоровайся
с дядей, сынок. Он, видать, такой же шофер, как и твой папанька. Только мы
с тобой на грузовой ездили, а он
вот эту маленькую машину гоняет.
Глядя
мне прямо в глаза светлыми, как
небушко, глазами, чуть-чуть улыбаясь, мальчик смело протянул мне розовую холодную
ручонку. Я легонько потряс ее, спросил:
– Что же
это у тебя, старик, рука такая холодная? На дворе теплынь, а ты
замерзаешь?
С трогательной детской доверчивостью малыш прижался к
моим коленям, удивленно приподнял
белесые бровки.
– Какой же
я старик, дядя? Я вовсе мальчик, и я вовсе не замерзаю, а руки холодные – снежки
катал потому что.
Сняв
со спины тощий вещевой мешок, устало присаживаясь рядом со мною, отец
сказал:
– Беда мне
с этим пассажиром. Через него и я подбился. Широко шагнешь – он уже на рысь
переходит, вот и изволь к такому
пехотинцу приноравливаться. Там, где мне
надо раз шагнуть, – я три раза шагаю, так и
идем с ним враздробь, как конь с черепахой. А тут ведь за ним глаз
да глаз нужен. Чуть отвернешься, а он уже по лужине бредет или леденику отломит
и сосет вместо конфеты. Нет, не мужчинское это дело с такими пассажирами
путешествовать, да еще походным порядком.
А 1.
Определите жанр произведения, из которого взят текст.
1) рассказ;
2) повесть;
3) быль;
4) роман.
А 2. Какое
место занимает этот фрагмент в произведении?
1) открывает повествование;
2) завершает повествование;
3) является кульминацией сюжета;
4) является завязкой сюжетного действия.
А 3. Главной
темой данного отрывка является:
1) образ жизни шофёра;
2) встреча рассказчика с молодым мужчиной и мальчиком;
3) красота природы;
4) жизни и смерти.
А 4. Какую
форму имеет повествование в произведении М. А. Шолохова «Судьба человека»?
1) повествование от 1-го лица;
2) повествование от 3-го лица;
3) рассказ в рассказе;
4) форму монолога.
А 5. С какой
целью в данном фрагменте приводится речь мальчика?
1) выявить отсутствие в герое серьёзного отношения к
жизни;
2) показать детскую непосредственность;
3) охарактеризовать психологическое состояние героя;
4) объяснить трудность характера ребёнка.
В 1. Укажите
термин, которым в литературоведении называют средство художественной
изобразительности, основанное на сопоставлении («светлыми, как
небушко, глазами»).
Ответ:
________________________________________________________
В 2.
Назовите средство создания образа героя, строящееся на описании его внешности
(со слов: «Глядя мне…»).
Ответ:_________________________________________________________
В 3. Из
абзаца, начинающегося со слов: «Сняв со спины…», выпишите слово, которое
характеризует состояние Андрея Соколова.
Ответ: _______________________________________________________
В 4. В
абзаце, начинающемся со слов: «С трогательной…» найдите словосочетание, с
помощью которого объясняется, как мальчик отнёсся к незнакомому шофёру.
Ответ:
_______________________________________________________
С 1.
Охарактеризуйте характер взаимоотношений между Андреем Соколовым и мальчиком.
Как герои относятся друг к другу?
________________________________________________________________________________________________________________________________
Литература
9 класс Тест
М. А. Шолохов «Судьба
человека»
Вариант 2
Чужой, но ставший
мне близким человек поднялся, протянул большую, твердую, как дерево, руку:
– Прощай,
браток, счастливо тебе!
– И тебе счастливо добраться до Кашар.
– Благодарствую.
Эй, сынок, пойдем к лодке.
Мальчик подбежал к
отцу, пристроился справа
и, держась за
полу отцовского ватника, засеменил рядом с широко шагавшим мужчиной.
Два осиротевших
человека, две песчинки,
заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы... Что-то ждет их впереди? И
хотелось бы думать, что этот
русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча
вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все
преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина.
С тяжелой
грустью смотрел я им вслед... Может
быть, все и обошлось бы благополучно
при нашем расставании, но
Ванюшка, отойдя несколько шагов и
заплетая куцыми ножками, повернулся
на ходу ко мне лицом, помахал розовой ручонкой. И
вдруг словно мягкая, но когтистая
лапа сжала мне сердце, и я поспешно
отвернулся. Нет, не
только во сне плачут пожилые,
поседевшие за годы войны мужчины.
Плачут они и наяву.
Тут главное – уметь вовремя отвернуться. Тут
самое главное – не ранить сердце
ребенка, чтобы он не увидел, как бежит по твоей щеке жгучая и
скупая мужская слеза...
А 1. Определите
жанр произведения, из которого взят текст.
1) рассказ;
2) повесть;
3) быль;
4) роман.
А 2. Какое
место занимает этот фрагмент в произведении?
1) открывает повествование;
2) завершает повествование;
3) является кульминацией сюжета;
4) является завязкой сюжетного действия.
А 3. Главной
темой данного отрывка является:
1) слабость здоровья маленького мальчика;
2) жестокость людей;
3) сила духа русского мужчины, прошедшего войну;
4) сиротство людей после войны.
А 4. Какую
форму имеет повествование в произведении М. А. Шолохова «Судьба человека»?
1) повествование от 1-го лица;
2) повествование от 3-го лица;
3) рассказ в рассказе;
4) форму монолога.
А 5. С какой
целью в данном фрагменте приводится описание мыслей рассказчика?
1) выявить главную идею произведения, авторское
отношение к герою;
2) показать отношение мальчика к Андрею Соколову;
3) увеличить объём повествования;
4) заинтересовать читателя.
В 1. Укажите
термин, которым в литературоведении называют средство художественной
изобразительности, помогающее автору описать героя и выразить своё отношение к
нему («осиротевших», «несгибаемой воли», «жгучая и скупая»).
Ответ:
________________________________________________________
В 2.
Назовите средство создания образа героя, строящееся на описании его действий
(со слов: «Мальчик подбежал…»).
Ответ:_________________________________________________________
В 3. Из
абзаца, начинающегося со слов: «С тяжёлой…», выпишите словосочетание, которое
объясняет, с каким настроением смотрел рассказчик на удалявшихся двух людей
(Андрея Соколова и мальчика).
Ответ:
_______________________________________________________
В 4. В
абзаце, начинающемся со слов: «Чужой…» найдите сравнение, с помощью которого
описывается твёрдость руки Андрея Соколова.
Ответ: _______________________________________________________
С 1. О чём
заставляет задуматься читателя финальная часть произведения М. А. Шолохова «Судьба
человека»?
________________________________________________________________________________________________________________________________
Литература 9 класс Тест
М. А. Шолохов «Судьба
человека»
Вариант
1
Ответы
А. 1.
А.2. 1.
А.3. 2.
А.4. 3.
А.5. 2.
В.1. Сравнение.
В.2. Портрет.
В.3. Устало.
В.4. С
трогательной детской доверчивостью.
Вариант
2
А.1 1.
А.2. 2.
А.3. 3.
А.4. 3.
А.5. 1.
В.1. Эпитет.
В.2. Поступок.
В.3. С тяжёлой
грустью.
В.4. Твёрдую,
как дерево, руку.