Литература 9 класс Тест
М. А. Шолохов «Судьба человека»
Вариант 1
Вскоре я увидел, как из-за крайних дворов хутора вышел на дорогу мужчина. Он вел за руку маленького мальчика, судя по росту – лет пяти-шести, не больше. Они устало брели по направлению к переправе, но, поравнявшись с машиной, повернули ко мне. Высокий, сутуловатый мужчина, подойдя вплотную, сказал приглушенным баском:
– Здорово, браток!
– Здравствуй. – Я пожал протянутую мне большую, черствую руку.
Мужчина наклонился к мальчику, сказал:
– Поздоровайся с дядей, сынок. Он, видать, такой же шофер, как и твой папанька. Только мы с тобой на грузовой ездили, а он вот эту маленькую машину гоняет.
Глядя мне прямо в глаза светлыми, как небушко, глазами, чуть-чуть улыбаясь, мальчик смело протянул мне розовую холодную ручонку. Я легонько потряс ее, спросил:
– Что же это у тебя, старик, рука такая холодная? На дворе теплынь, а ты замерзаешь?
С трогательной детской доверчивостью малыш прижался к моим коленям, удивленно приподнял белесые бровки.
– Какой же я старик, дядя? Я вовсе мальчик, и я вовсе не замерзаю, а руки холодные – снежки катал потому что.
Сняв со спины тощий вещевой мешок, устало присаживаясь рядом со мною, отец сказал:
– Беда мне с этим пассажиром. Через него и я подбился. Широко шагнешь – он уже на рысь переходит, вот и изволь к такому пехотинцу приноравливаться. Там, где мне надо раз шагнуть, – я три раза шагаю, так и идем с ним враздробь, как конь с черепахой. А тут ведь за ним глаз да глаз нужен. Чуть отвернешься, а он уже по лужине бредет или леденику отломит и сосет вместо конфеты. Нет, не мужчинское это дело с такими пассажирами путешествовать, да еще походным порядком.
А 1. Определите жанр произведения, из которого взят текст.
1) рассказ;
2) повесть;
3) быль;
4) роман.
А 2. Какое место занимает этот фрагмент в произведении?
1) открывает повествование;
2) завершает повествование;
3) является кульминацией сюжета;
4) является завязкой сюжетного действия.
А 3. Главной темой данного отрывка является:
1) образ жизни шофёра;
2) встреча рассказчика с молодым мужчиной и мальчиком;
3) красота природы;
4) жизни и смерти.
А 4. Какую форму имеет повествование в произведении М. А. Шолохова «Судьба человека»?
1) повествование от 1-го лица;
2) повествование от 3-го лица;
3) рассказ в рассказе;
4) форму монолога.
А 5. С какой целью в данном фрагменте приводится речь мальчика?
1) выявить отсутствие в герое серьёзного отношения к жизни;
2) показать детскую непосредственность;
3) охарактеризовать психологическое состояние героя;
4) объяснить трудность характера ребёнка.
В 1. Укажите термин, которым в литературоведении называют средство художественной изобразительности, основанное на сопоставлении («светлыми, как небушко, глазами»).
Ответ: ________________________________________________________
В 2. Назовите средство создания образа героя, строящееся на описании его внешности (со слов: «Глядя мне…»).
Ответ:_________________________________________________________
В 3. Из абзаца, начинающегося со слов: «Сняв со спины…», выпишите слово, которое характеризует состояние Андрея Соколова.
Ответ: _______________________________________________________
В 4. В абзаце, начинающемся со слов: «С трогательной…» найдите словосочетание, с помощью которого объясняется, как мальчик отнёсся к незнакомому шофёру.
Ответ: _______________________________________________________
С 1. Охарактеризуйте характер взаимоотношений между Андреем Соколовым и мальчиком. Как герои относятся друг к другу?
________________________________________________________________________________________________________________________________
Литература 9 класс Тест
М. А. Шолохов «Судьба человека»
Вариант 2
Чужой, но ставший мне близким человек поднялся, протянул большую, твердую, как дерево, руку:
– Прощай, браток, счастливо тебе!
– И тебе счастливо добраться до Кашар.
– Благодарствую. Эй, сынок, пойдем к лодке.
Мальчик подбежал к отцу, пристроился справа и, держась за полу отцовского ватника, засеменил рядом с широко шагавшим мужчиной.
Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы... Что-то ждет их впереди? И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина.
С тяжелой грустью смотрел я им вслед... Может быть, все и обошлось бы благополучно при нашем расставании, но Ванюшка, отойдя несколько шагов и заплетая куцыми ножками, повернулся на ходу ко мне лицом, помахал розовой ручонкой. И вдруг словно мягкая, но когтистая лапа сжала мне сердце, и я поспешно отвернулся. Нет, не только во сне плачут пожилые, поседевшие за годы войны мужчины. Плачут они и наяву. Тут главное – уметь вовремя отвернуться. Тут самое главное – не ранить сердце ребенка, чтобы он не увидел, как бежит по твоей щеке жгучая и скупая мужская слеза...
А 1. Определите жанр произведения, из которого взят текст.
1) рассказ;
2) повесть;
3) быль;
4) роман.
А 2. Какое место занимает этот фрагмент в произведении?
1) открывает повествование;
2) завершает повествование;
3) является кульминацией сюжета;
4) является завязкой сюжетного действия.
А 3. Главной темой данного отрывка является:
1) слабость здоровья маленького мальчика;
2) жестокость людей;
3) сила духа русского мужчины, прошедшего войну;
4) сиротство людей после войны.
А 4. Какую форму имеет повествование в произведении М. А. Шолохова «Судьба человека»?
1) повествование от 1-го лица;
2) повествование от 3-го лица;
3) рассказ в рассказе;
4) форму монолога.
А 5. С какой целью в данном фрагменте приводится описание мыслей рассказчика?
1) выявить главную идею произведения, авторское отношение к герою;
2) показать отношение мальчика к Андрею Соколову;
3) увеличить объём повествования;
4) заинтересовать читателя.
В 1. Укажите термин, которым в литературоведении называют средство художественной изобразительности, помогающее автору описать героя и выразить своё отношение к нему («осиротевших», «несгибаемой воли», «жгучая и скупая»).
Ответ: ________________________________________________________
В 2. Назовите средство создания образа героя, строящееся на описании его действий (со слов: «Мальчик подбежал…»).
Ответ:_________________________________________________________
В 3. Из абзаца, начинающегося со слов: «С тяжёлой…», выпишите словосочетание, которое объясняет, с каким настроением смотрел рассказчик на удалявшихся двух людей (Андрея Соколова и мальчика).
Ответ: _______________________________________________________
В 4. В абзаце, начинающемся со слов: «Чужой…» найдите сравнение, с помощью которого описывается твёрдость руки Андрея Соколова.
Ответ: _______________________________________________________
С 1. О чём заставляет задуматься читателя финальная часть произведения М. А. Шолохова «Судьба человека»?
________________________________________________________________________________________________________________________________
Литература 9 класс Тест
М. А. Шолохов «Судьба человека»
Вариант 1
Ответы
А. 1.
А.2. 1.
А.3. 2.
А.4. 3.
А.5. 2.
В.1. Сравнение.
В.2. Портрет.
В.3. Устало.
В.4. С трогательной детской доверчивостью.
Вариант 2
А.1 1.
А.2. 2.
А.3. 3.
А.4. 3.
А.5. 1.
В.1. Эпитет.
В.2. Поступок.
В.3. С тяжёлой грустью.
В.4. Твёрдую, как дерево, руку.





