РУССКИЙ ЯЗЫК. 8 класс
Часть 1. Вопросы и задания
1. Назовите фамилии известных вам ученых-лингвистов.
2. Выполните морфемный анализ следующих слов:
Радист, героизм, ванная.
3. Определите, допущены ли орфографические ошибки в данных парах слов. Объясните значение этих слов:
а) здравица – здравница;
б) вперемежку – вперемешку;
в) равный – ровный;
г) везти – вести;
д) помощь – помочь.
4. Установите, в каком значении употреблено слово свежий в следующих словосочетаниях и предложениях:
а) свежие мысли;
б) свежее лицо;
в) свежая капуста;
г) свежие краски;
5. Объясните значение фразеологизмов-синонимов:
а) прописать ижицу;
б) дать березовой каши;
в) намылить шею.
6. Определите падеж числительных, употребленных в следующих словосочетаниях и предложениях:
а) раздали по две тетради;
б) у нас каждый день по пять уроков;
в) от десяти отнять семь будет три;
г) поезд опаздывает на два часа;
д) вечером работаем еще два часа.
7. От слов каких частей речи образовались следующие формулы речевого этикета:
здравствуйте, прощайте, пожалуйста, до свидания, спасибо.
8. Определите тип синтаксической связи в данных словосочетаниях:
Старушка-соседка, ее отец, две сосны, желание учиться, один из школьников.
9. Объясните, почему предложение Заказ доставлен Ивановым можно понимать по-разному.
10. У каких существительных больше всего одинаковых (совпадающих) падежных окончаний?
Часть 2. Работа с текстом
Прочитайте предложенный текст и выполните приведенные ниже задания.
Обижаться следует только тогда, когда хотят вас обидеть. Если не хотят, а повод для обиды – случайность, то зачем же обижаться? Не сердясь, выяснить недоразумение – и все. Ну, а если хотят обидеть? Прежде чем ответить на обиду обидой, стоит подумать: следует ли опускаться до обиды? Ведь обида обычно лежит где-то низко и до нее следует наклониться, чтобы ее поднять.
Если решили все же обидеться, то прежде произведите некое математическое действие – вычитание, деление и пр. Допустим, вас оскорбили за то, в чем вы только отчасти виноваты. Вычитайте из вашего чувства обиды все, что к вам не относится. Допустим, что вас обидели из побуждений благородных, – произведите деление вашего чувства на побуждения благородные, вызвавшие оскорбительное замечание, и т.д. Произведя в уме некую нужную математическую операцию, вы сможете ответить на обиду с большим достоинством, которое будет тем благороднее, чем меньше значения вы придаете обиде. До известных пределов, конечно.
В общем-то, излишняя обидчивость – признак недостатка ума или какой-то закомплексованности. Будьте умны.
(Д.С. Лихачев)
Задания
1. Определите, в рамках какого стиля создан текст. Аргументируйте свой ответ.
2. Укажите ведущий тип речи в этом тексте. Аргументируйте ответ.
3. Придумайте заглавие к предложенному тексту.
4. Напишите сочинение-рассуждение (объемом 100-130 слов) на тему «Обида обычно лежит где-то низко» (Д.С.Лихачев), в котором должно быть представлено ваше понимание смысла вынесенной в заглавие цитаты.
РУССКИЙ ЯЗЫК. 8 класс
Ключи к вопросам и заданиям
Часть 1
1. Ученые-лингвисты: И.А.Бодуэн де Куртэне, В.В. Виноградов, Л.В. Щерба, С.И. Ожегов, М.В. Ломоносов, Ф.Ф. Фортунатов, Н.М. Шанский, Н.Ю. Шведова, В.В. Бабайцева, А.Н. Тихонов, Д.Э. Розенталь, Р.И. Аванесов и др.
Оценивание. За фамилию каждого ученого 0,5 балла. Максимум -5 балов.
2. Рад – корень; -ист – суффикс, окончание – нулевое; геро(j) – корень, -изм – суффикс, окончание – нулевое; ванн – корень, -н – суффикс, -ая – окончание;
Оценивание. За каждую правильно выделенную морфему -0,5 балла. Максимум 4,5 балла.
3. Орфографических ошибок нет. Слова различаются по значению.
а) Здравица – заздравный текст. Здравница – общее название санаториев, домов отдыха.
б) Вперемежку – попеременно чередуясь, перемежаясь. Вперемешку – в смешанном виде, в беспорядке.
в) Равный – одинаковый, совершенно сходный. Ровный – гладкий, прямой, не имеющий возвышений, утолщений, изгибов.
Везти – перемещать, доставлять куда-нибудь на себе. Вести – помогать идти, сопровождать. (Словарь русского языка. С. И. Ожегов, 1994 г.).
Оценивание. За правильное указание на отсутствие орфографических ошибок – 2 балла. За верную формулировку лексического значения каждого слова – по 0,5 балла.
Максимум 6 баллов.
4. а) свежие мысли (новые, оригинальные;
б) свежее лицо (отдохнувшее, бодрое
в) свежая капуста (не подвергшаяся обработке);
г) свежие краски (яркие, не выцветшие);
Оценивание. За верную формулировку каждого значения – 0,5 балла. Максимум 2 балла.
5. Значение фразеологических единиц – «наказать».
Оценивание. За верное истолкование значения– 1 балл.. Максимум 1 балл.
6. а) по две – винительный падеж;
б) по пять – винительный падеж
в) от десяти – родительный падеж; семь – винительный падеж; три – именительный падеж
г) на два – винительный падеж;
д) два – винительный падеж
Оценивание. За каждый верно определенный падеж – 0,5 балла. Максимум 3,5 балла.
7. Здравствуйте – от глагола здравствовать,
прощайте – от глагола прощать;
пожалуйста – на базе словосочетания пожалуй, старая, в которое входил глагол пожаловать и субстантивированное прилагательное старая;
до свидания – на базе предлога до и существительного свидание;
спасибо – на базе словосочетания спаси бог, в которое входил глагол спасти и существительное бог.
Оценивание. За каждый правильный ответ -0,5 балла. Максимум 2,5 балла.
8. Старушка-соседка – согласование;
ее отец – примыкание;
две сосны – управление:
желание учиться - примыкание;
один из школьников – предложное управление.
Оценивание. За каждый правильный ответ – 0,5 балла. Максимум 2,5 балла.
9. Падежная форма Ивановым может быть воспринята двояко: как форма дательного падежа множественного числа или как форма творительного падежа единственного числа.
Оценивание. За правильное объяснение 1 балл.
10. Больше всего совпадающих форм у существительных третьего склонения.
Оценивание. За правильный ответ 2 балла.
Максимальное количество баллов за первую часть – 30.
Часть 2
1. Публицистический стиль. Аргументация должна быть связана с указанием: 1) на его функцию – текст создан с целью воздействия на читателя и приобщения его к позиции автора; 2) на ведущие стилистические особенности языка (оценочная лексика, отвлеченная лексика, прямое обращение к адресату – вы, простота синтаксического строя, вопросно-ответная организация речи ).
Оценивание. Правильно определен стиль – 1 балл; каждый аргумент – по 1 баллу. Максимум – 6 баллов.
2. Тип речи – рассуждение. Его цель – развить и доказать тезис о неконструктивности обиды как помехи для правильного поведения человека.
Яркие приметы рассуждения – отвлеченная лексика, «личное» наблюдение автора (допустим, конечно, вобщем-то); использование форм настоящего вневременного. Имеется обобщенно-характеризующее положение (Излишняя обидчивость – признак недостатка ума) и его детализация, развитие.
Оценивание. Правильно определен тип речи – 1 балл; каждый аргумент – по 1 баллу. Максимум – 5 баллов.
3. Заглавие – важный идейно-тематический и структурно-композиционный компонент текста. Поэтому менее удачными будут заголовки, в которых нет «намека» на идею (например, «Обида», «Обидчивость»); более удачными - заголовки, в которых «сквозит» идея: Когда можно обижаться, Обижаться следует далеко не всегда, Как ответить на обиду с достоинством и т.п.
Оценивание. Заглавие приведено – 1 балл, приведено удачное заглавие – 4 балла.
Максимум 4 балла.
4. Сочинение конкурсанта должна представлять собой связный, целостный и завершенный текст, определенного жанра (эссе, заметка и др.) (100-130 слов). В нем должно быть представлено понимание учеником позиции академика Д.С.Лихачева, сформулированной в заглавии сочинения (и в данном для анализа тексте).
Оценивание: при соблюдении вышеуказанных требований ─ до 10 баллов; при некорректном построении текста (несоблюдение жанровых требований, связности и других текстовых признаков, наличие большого количества ошибок ─ больше пяти) снимается до 7 баллов.
Максимальное количество баллов за вторую часть – 25.
МАКСИМАЛЬНОЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ ЗА ВСЮ РАБОТУ – 55 .
|