Пятница, 10.05.2024, 04:03
Персональный сайт учителя русского языка и литературы Гадылгареевой Альбины Даниловны
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 392
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

РУССКИЙ ЯЗЫК. 8  класс

Часть 1. Вопросы и задания

 

1. Назовите фамилии известных вам ученых-лингвистов.

2. Выполните морфемный анализ следующих слов:

Радист,  героизм, ванная.

3. Определите, допущены ли  орфографические ошибки в  данных парах слов.  Объясните значение этих слов:

а)     здравица – здравница;

б)    вперемежку – вперемешку;

в)     равный  – ровный;

г)     везти – вести;

д)    помощь – помочь.

 

4. Установите,  в каком значении употреблено слово  свежий в следующих словосочетаниях и предложениях:

   а)     свежие мысли;

б)     свежее лицо;

в)     свежая капуста;

г)      свежие краски;

5. Объясните значение фразеологизмов-синонимов:

а)     прописать ижицу;

б)    дать березовой каши;

                        в)    намылить шею.

 

6. Определите падеж числительных, употребленных в следующих словосочетаниях и предложениях:

а)     раздали по две тетради;

б)    у нас каждый день по пять уроков;

в)     от десяти отнять семь будет три;

г)     поезд опаздывает на два часа;

д)    вечером работаем еще два часа.

                        

7.   От слов каких частей речи образовались следующие формулы речевого этикета:

 здравствуйте, прощайте, пожалуйста, до свидания, спасибо.

8. Определите тип синтаксической связи в данных словосочетаниях:

Старушка-соседка, ее отец, две сосны,  желание учиться,  один из школьников.

9. Объясните, почему предложение Заказ доставлен Ивановым можно понимать по-разному.

10.  У каких существительных больше всего одинаковых (совпадающих) падежных окончаний?

 

                                      Часть 2. Работа с текстом

 

Прочитайте предложенный текст и выполните   приведенные ниже задания.

                Обижаться следует только тогда, когда хотят вас обидеть. Если не хотят, а повод для обиды – случайность, то зачем же обижаться? Не сердясь, выяснить недоразумение – и все. Ну, а если хотят обидеть? Прежде чем ответить на обиду обидой, стоит подумать: следует ли опускаться до обиды? Ведь обида обычно лежит где-то  низко и до нее следует наклониться, чтобы ее поднять.

             Если решили все же обидеться, то прежде произведите некое математическое действие – вычитание, деление и пр. Допустим, вас оскорбили за то, в чем вы только отчасти виноваты. Вычитайте из вашего чувства обиды все, что к вам не относится. Допустим, что вас обидели из побуждений благородных, – произведите деление вашего чувства на побуждения благородные, вызвавшие оскорбительное замечание, и т.д. Произведя в уме некую нужную математическую операцию, вы сможете ответить на обиду с большим достоинством, которое будет тем благороднее, чем меньше значения вы придаете обиде. До известных пределов, конечно.

            В общем-то, излишняя обидчивость – признак недостатка ума или какой-то закомплексованности. Будьте умны.

                                                                     (Д.С. Лихачев)

 

                               Задания

1.      Определите, в рамках какого стиля  создан текст. Аргументируйте свой ответ.

      2.       Укажите ведущий тип речи  в этом тексте. Аргументируйте ответ.

      3.      Придумайте заглавие к предложенному тексту.

      4.      Напишите сочинение-рассуждение (объемом 100-130 слов) на тему «Обида обычно лежит где-то  низко» (Д.С.Лихачев), в котором  должно быть представлено ваше понимание смысла вынесенной в заглавие цитаты.

 

 

РУССКИЙ ЯЗЫК. 8  класс

                                       Ключи к вопросам и заданиям

Часть 1

 1. Ученые-лингвисты: И.А.Бодуэн де Куртэне,  В.В. Виноградов, Л.В. Щерба, С.И. Ожегов, М.В. Ломоносов, Ф.Ф. Фортунатов, Н.М. Шанский, Н.Ю. Шведова, В.В. Бабайцева, А.Н. Тихонов, Д.Э. Розенталь, Р.И. Аванесов и др.

Оценивание. За фамилию каждого ученого 0,5 балла. Максимум -5 балов.

 

2.  Рад – корень; -ист – суффикс, окончание – нулевое;  геро(j) – корень, -изм – суффикс, окончание – нулевое; ванн – корень, -н – суффикс, -ая – окончание;

Оценивание. За каждую правильно выделенную морфему -0,5 балла. Максимум 4,5 балла.

 

3. Орфографических ошибок нет. Слова различаются по значению.

 

а)     Здравица – заздравный текст.                                           Здравница – общее название санаториев, домов отдыха.

б)    Вперемежку – попеременно чередуясь, перемежаясь.       Вперемешку – в смешанном виде, в беспорядке.

в)     Равный – одинаковый, совершенно сходный.                    Ровный – гладкий, прямой, не имеющий возвышений, утолщений, изгибов.

         Везти – перемещать, доставлять куда-нибудь на себе.                 Вести – помогать идти, сопровождать. (Словарь русского языка. С. И. Ожегов, 1994 г.).

Оценивание. За правильное указание на отсутствие орфографических ошибок – 2 балла. За верную формулировку  лексического значения каждого слова – по 0,5 балла.

Максимум 6 баллов.

   

   4. а)  свежие мысли (новые, оригинальные;

       б) свежее лицо (отдохнувшее, бодрое

       в) свежая капуста (не подвергшаяся обработке);

        г) свежие краски (яркие, не выцветшие);

Оценивание. За верную формулировку каждого значения – 0,5 балла. Максимум 2 балла.

 

  5.  Значение фразеологических единиц – «наказать».

Оценивание. За верное истолкование значения– 1 балл.. Максимум 1 балл.

 

 

 6.     а)     по две – винительный падеж;

б)    по пять – винительный падеж

в)     от десяти – родительный падеж; семь – винительный падеж;    три – именительный падеж

г)     на два –  винительный падеж;

д)    два – винительный падеж

Оценивание. За каждый верно определенный падеж – 0,5 балла. Максимум 3,5 балла.

 

7.    Здравствуйте – от глагола здравствовать,

 прощайте – от глагола прощать;

 пожалуйста – на базе словосочетания  пожалуй, старая, в которое входил глагол пожаловать и субстантивированное прилагательное старая;

 до свидания –  на базе предлога до и существительного свидание;

 спасибо – на базе  словосочетания  спаси бог,  в которое входил глагол спасти и существительное бог.

Оценивание. За каждый правильный ответ -0,5 балла. Максимум 2,5 балла.

 

8.       Старушка-соседка – согласование;

 ее отец – примыкание;

 две сосны – управление:

 желание учиться - примыкание;

 один из школьников –  предложное управление.

Оценивание. За каждый правильный ответ – 0,5 балла. Максимум 2,5 балла.

 

9. Падежная форма Ивановым может быть воспринята двояко: как  форма дательного падежа множественного числа или как форма творительного падежа единственного числа.

Оценивание. За правильное объяснение 1 балл.

 

10. Больше всего совпадающих форм у существительных  третьего склонения.

Оценивание. За правильный ответ 2 балла.

 

Максимальное количество баллов за первую часть – 30.

  

                                    Часть 2

 1.                 Публицистический стиль. Аргументация должна быть связана с указанием:  1) на его функцию –  текст создан с целью воздействия на читателя и приобщения его к позиции автора; 2) на  ведущие  стилистические  особенности языка (оценочная лексика, отвлеченная лексика, прямое обращение к адресату – вы, простота синтаксического строя, вопросно-ответная организация речи ).

Оценивание. Правильно определен стиль – 1 балл; каждый  аргумент – по 1 баллу. Максимум – 6 баллов.

 

2.                Тип речи – рассуждение. Его цель – развить и доказать тезис о неконструктивности обиды как  помехи для правильного поведения человека.

Яркие приметы рассуждения – отвлеченная лексика, «личное» наблюдение автора (допустим, конечно, вобщем-то); использование форм настоящего вневременного. Имеется   обобщенно-характеризующее положение (Излишняя обидчивость – признак недостатка ума) и его детализация, развитие.

Оценивание. Правильно определен тип речи  – 1 балл; каждый  аргумент – по  1 баллу. Максимум – 5 баллов.

 

3.                Заглавие – важный идейно-тематический и структурно-композиционный  компонент текста. Поэтому менее удачными будут заголовки, в которых нет «намека» на идею (например, «Обида», «Обидчивость»); более удачными  - заголовки, в которых «сквозит» идея: Когда можно обижаться, Обижаться следует  далеко не всегда, Как ответить на обиду с достоинством и т.п.

Оценивание. Заглавие приведено – 1 балл, приведено удачное заглавие – 4 балла.

Максимум 4 балла.

 

4.                 Сочинение  конкурсанта должна представлять собой связный, целостный и завершенный текст, определенного жанра (эссе, заметка и др.) (100-130 слов). В нем должно быть представлено понимание учеником позиции академика Д.С.Лихачева, сформулированной в заглавии сочинения (и в данном для анализа тексте).

Оценивание: при соблюдении вышеуказанных требований ─ до  10 баллов; при некорректном построении текста (несоблюдение жанровых требований, связности и других текстовых признаков, наличие большого количества ошибок ─ больше пяти) снимается до 7 баллов.

Максимальное количество баллов за вторую  часть – 25.

МАКСИМАЛЬНОЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ ЗА ВСЮ РАБОТУ  – 55 .

 

 

 

Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz