Четверг, 28.03.2024, 23:34
Персональный сайт учителя русского языка и литературы Гадылгареевой Альбины Даниловны
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 392
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

КИМ ЕГЭ – 2012.

А1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1. тОртов

2. Оптовый

3. кухОнный

4. зАперта

А2. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

1. Расположившийся на диване в углу гостиной седовласый господин оказался ПРИЗНАННЫМ специалистом в реставраторском деле, занимающимся восстановлением старинных полотен.

2. Щебень и известковая мука – ИСХОДЯЩИЕ материалы для приготовления сухих смесей, побелки.

3. Превращение первоначально возникающего стержневого корня в мощную и сложную КОРНЕВУЮ систему происходит неодинаковыми темпами в период роста дерева.

4. Все слова языка образуют его СЛОВАРНЫЙ состав, или лексику.

А3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1. Испекёт пирожок.

2. В две тысячи третьем году.

3. Много вафель.

4. В полутора шагах.

А4. Выберите грамматически правильное продолжение предложения

Прыгая с вышки в воду,

1. важно правильно оттолкнуться.

2. нужен небольшой разбег.

3. требуется большое мастерство.

4. выполняются сложные гимнастические фигуры.

А5. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

1. На картине Богаевского «Корабли» утренний пейзаж озаряется первыми лучами восходящего солнца.

2. Никто из писателей-классиков, обращавшимся к военным страницам русской истории, не создал такого яркого образа человека, как Л. Толстой.

3. Отзыв о реферате по русской литературе был дан вовремя.

4. Все, кто бывал в Коломенском, удивлялись уголку русской природы в окружении огромного города.

А6. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1. На мелководных участках растительность образует перемычки, которые разделяют озеро на отдельные плёсы.

2. В Суджанском районе есть интересное и живописное место – озеро Клюквенное – со своеобразной растительностью, которая редко встречается в Курской области.

3. Театр зародился в Древней Греции как торжественный праздник, который заканчивал сбор винограда.

4. Заказники создаются для поддержания и восстановления численности тех видов животных, которым угрожает вымирание.

Прочитайте текст и выполните задания A7–A12.

(1) … (2) Чтобы защитить окружающую среду и исключить их поступление в атмосферу, на пути газового потока устанавливают специальные фильтры. (3) В качестве фильтрующего материала хорошо зарекомендовали себя ткани из тонковолокнистых полимеров на марлевой основе. (4) Они устойчивы к воздействию кислот, щёлочей, высокой температуры и органических растворителей. (5) Основной недостаток таких фильтров – низкая пылеёмкость. (6) … на производствах, где содержание пыли в газовых выбросах превышает необходимую норму, дополнительно устанавливают фильтры грубой очистки с волокнистыми насадками.

А7. Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?

1. В мировой практике очистки жидкости большое внимание уделяется методу ионного обмена.

2. Благодаря комплексу специальных мер обеспечивается надёжная защита окружающей среды при обезвреживании газовых выбросов производства.

3. Существует множество инженерно-технических и санитарно-гигиенических мероприятий по очистке воздуха.

4. Один из самых простых и дешёвых методов защиты окружающей среды – метод прессования.

А8. Какое из приведённых ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска в шестом предложении текста?

1. Однако

2. Дело не в том, что

3. Поэтому

4. Например,

А9. Какие слова является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?

1. исключить поступление (предложение 2)

2. устанавливают фильтры (предложение 2)

3. превышает норму (предложение 6)

4. они устойчивы (предложение 4)

А10. Укажите верную характеристику второго (2 )предложения текста.

1. Сложноподчинённое.

2. Простое осложнённое.

3. Сложное бессоюзное.

4. Сложносочинённое.

А11. Укажите предложение, в котором есть указательное местоимение.

1. 5

2. 2

3. 3

4. 4

А12. Укажите значение слова ПОТОК в предложении 2.

1. Стремительная водная масса.

2. Движущаяся масса.

3. Поточное производство.

4. Направление движения.

А13. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?

В начале 1907 года в творчестве художника Пабло Пикассо, несомне(1)о наступил новый творческий этап: перед нами иной мастер, в своих картинах обращающийся к первозда(2)ым основам бытия, где добро отделе(3)о от зла.

1. 1, 2, 3

2. 2

3. 3

4. 1, 2

А14. В каком ряду во всех словах пропущена проверяемая безударная гласная корня?

1. Зав..евание, охв..тить, г..рделивый.

2. Ср..внительный, ук..ризна, выр..зительный.

3. Претв..рить, сост..яние, предв..рительный.

4. Обг..релый, препров..дить, з..рница.

А15. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

1. И..дёргался, ра..колоть, бе..принципный.

2. Из..скать, пред..история, сан..нспектор.

3. Пр..вратно (поняли), пр..частный, пр..пятствие.

4. Под..брать, не с..гласен, об..льстить.

А16. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква А?

1. Доходы увелич..тся, противореч..щий.

2. Планы руш..тся, клокоч..щий.

3. Песни слыш..тся, паш..щий.

4. Грибы суш..тся, рокоч..щий.

А17. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И?

А. Милост..вый.

Б. Циркон..вый.

В. Выкорч..вать.

Г. Подсаж..вая.

1. А, Б, В

2. А, Г

3. А, В, Г

4. В, Г

А18. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

1. Общество, (не)навидящее личность, само обрекает себя на гибель.

2. На мокрую землю падали (не)частые капли дождя.

3. В «Мёртвых душах» весь город обсуждал чичиковских мужиков, которых уже (не)было на свете.

4. (Не)смотря на проливной дождь, дети прекрасно себя чувствовали на даче.

А19. В каком предложении оба выделенных слова пишутся раздельно?

1. Было тихо и нестерпимо жарко; лишь (ИЗ)ДАЛИ (ОТ)ТУДА, где серебристой змейкой пригрелась на солнце река, долетали крики птиц.

2. (НА)ПРОТЯЖЕНИИ всего романа Толстой не ограничивается анализом душевной жизни своих героев, с большим вниманием он относится ТАК(ЖЕ) к описанию их внешности.

3. Павел Петрович (НЕ)РАЗ помогал своему брату, когда тот мучился, придумывая, КАК(БЫ) извернуться и найти недостающую сумму.

4. Мысль о (ЗА)ГРАНИЦЕ, о необходимости покупать чемоданы, билеты, выбирать маршрут приводит Обломова, (В)ОТЛИЧИЕ от его друга Андрея Штольца, в состояние, близкое к паническому.

А20. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении.

Странная это была музыка () и в ней сразу чувствовалась импровизация.

1. Сложносочиненное предложение, перед союзом «и» запятая не нужна.

2. Сложносочиненное предложение, перед союзом «и» нужна запятая.

3. Простое предложение с однородными членами, перед союзом «и» нужна запятая.

4. Простое предложение с однородными членами, перед союзом «и» запятая не нужна.

А21. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

В прошлом году (1) роясь в домашнем архиве (2) я случайно напал на довольно объёмную связку писем (3) перевязанных голубой тесьмой (4) и решил прочесть их.

1. 1, 3

2. 2, 4

3. 1, 2, 3

4. 1, 2, 3, 4

А22. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Менделеев (1) по воспоминаниям друзей (2) был сторонником изнуряющего стиля в работе, всем доказывал, что непрерывные, долгие и упорные усилия необходимы. В его трудолюбии, терпении и упорстве была какая-то (3) казалось (4) богатырская русская сила.

1. 1, 2, 3, 4

2. 3, 4

3. 1, 4

4. 1, 2, 3

А23. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1. На одном и том же кусте сирени я увидел жёлтые листья и начавшие набухать почки.

2. Гусак разговаривал сам с собой сипловатым басом и подбирал просыпанные семечки.

3. Культура наша сильна не только и не столько столичными деятелями сколько жителями глубинки.

4. Очевидны факты изменения растений под влиянием селекции.

А24. Как объяснить постановку двоеточия в приведённом ниже предложении?

В повести «Капитанская дочка» Пушкин использует свой любимый приём: сам он выступает в роли издателя, а автором как бы является Гринёв.

1. Вторая часть сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

2. Вторая часть сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части.

3. Вторая часть сложного предложения противопоставлена по содержанию первой части.

4. Вторая часть сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

А25. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Пушкин создал ряд художественных произведений (1) главные (2) герои которых (3) являются подлинными историческими личностями.

1. 1

2. 1, 2

3. 3

4. 1, 3

А26. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Было довольно темно (1) и (2) когда он приехал в дачный городок (3) Машенька уже надеялась (4) что он появится.

1. 3, 4

2. 1, 2, 4

3. 1, 3

4. 1, 2, 3, 4

А27. Прочитайте текст.

Основным источником существования в Древней Греции было сельское хозяйство. Даже городские жители часто имели хозяйство в деревне и пользовались тем, что оно давало. При этом рельеф и климат Греции не благоприятствовали сельскому хозяйству: примерно три четверти территории занимали горы и участки, непригодные для земледелия.

В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

1. В Древней Греции даже городские жители часто пользовались плодами сельскохозяйственной деятельности.

2. Основным источником существования человека в Древней Греции было сельское хозяйство, несмотря на то что рельеф и климат были неблагоприятны для земледелия.

3. Примерно три четверти территории Древней Греции занимали горы и участки, малопригодные для земледелия.

4. Основным источником существования городских жителей Древней Греции было сельское хозяйство.

Прочитайте текст и выполните задания A28–A30; B1–B8, С 1.

(1) Личная жизнь талантливых людей, как правило, вызывает огромный интерес у обывателя. (2) Это любопытство обычно не одобряется общественным мнением, однако некоторые подробности творческой жизни гениев действительно помогают человеку лучше познать самого себя.

(3) Возьмём, к примеру, такое сложное понятие, как творчество. (4) Известно, что идти в творчестве можно двумя путями: путём вдохновения и путём неустанного труда. (5) Существование двух типов творческой деятельности – не результат умозрительных рассуждений: наука в последние годы чётко выделяет два типа одарённых людей. (6) Существует два полюса гениальности: представителей одного можно было бы назвать гениями от природы, представителей другого – гениями от себя.

(7) Гении от природы – это Моцарт, Рафаэль, Пушкин; они творят так, как поют птицы: страстно, самозабвенно, естественно, непринуждённо. (8) Иоганна Себастьяна Баха однажды спросили, трудно ли писать музыку, на что великий композитор ответил отрицательно, добавив, что главное – вовремя нужным пальцем попасть на нужную клавишу. (9) Гении от природы, как правило, выделяются своими способностями с детских лет, и судьба благоприятствует им уже в начале жизненного пути.

(10) В исторической веренице гениев от себя мы видим застенчивого, косноязычного Демосфена, который стал величайшим оратором Древней Греции. (11) Здесь же и гигант Ломоносов, преодолевший свою великовозрастную неграмотность, и поразительный Ван Гог… (12) Многие из людей этого типа в детстве и юности производили впечатление малоспособных: английский писатель, политический деятель Свифт, немецкий математик, астроном, физик Гаусс считались бездарными; гениальный философ Гегель – неспособным к философии; великому Ньютону не давались точные науки, а знаменитого физика и математика Гельмгольца признавали чуть ли не слабоумным. (13) У гениев от себя преобладает несокрушимая воля, неуёмное стремление к самоутверждению, колоссальная жажда знаний и деятельности, феноменальная работоспособность.

(14) Жду от вас вопроса, который так и хочет сорваться у вас с языка: «Мы-то здесь при чём? (15) Мы-то не гении, мы обыкновенные школьники, студенты!» (16) Не спешите с выводами! (17) Ведь гении, представляющие два противоположных полюса, – это своего рода пики человеческих способностей, наглядно иллюстрирующие разный характер одарённости, способностей, ума. (18) По-моему, гении от природы – своеобразный «пик», представляющий людей эмоциональных, тогда как гении от себя – вершины взлёта рационального человеческого начала. (19) Каждый из них тяготеет к одному из этих полюсов. (20) И от вашего склада ума, творческого темперамента во многом зависит умение учиться, способность в дальнейшем выстроить свою профессиональную жизнь. (21) Так что учитесь у великих: размышления об их жизни, творческой судьбе помогут вам лучше понять себя.

(По В. Пекелису*)

Пекелис Виктор Давыдович (родился в 1921 году) – русский писатель, публицист, популяризатор науки.

А28. Какое суждение не соответствует содержанию текста?

1. Изучение особенностей творческой деятельности гениев помогает обычному человеку разобраться в разных типах человеческих способностей и тем самым лучше познать самого себя.

2. Способность человека организовывать учение, овладевать профессиональной деятельностью зависит от склада ума, творческого темперамента.

3. Существует два типа творческой деятельности: человек достигает творческих вершин либо путём вдохновения, либо путём неустанного труда.

4. Все, кто в школьные годы не выделяется особыми талантами, в дальнейшем становятся выдающимися личностями в науке, искусстве.

А29. Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?

1. В предложениях 1 – 2 представлено рассуждение.

2. Предложения 7, 13 поясняют суждение, высказанное в предложении 6.

3. В предложении 9 представлено повествование.

4. Предложения 14 – 17 содержат рассуждение.

А30. Укажите предложение, в котором использованы контекстные антонимы.

1. 9

2. 11

3. 13

4. 18

В 1. Из предложений 18 – 20 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

В 2. Из предложений 5 – 6 выпишите все частицы.

В 3. Укажите тип подчинительной связи в словосочетании УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ (предложение 20).

В 4. Среди предложений 14 – 21 найдите простое односоставное определённо-личное предложение. Напишите номер этого предложения.

В 5. Среди предложений 2 – 9 найдите предложения с вводными конструкциями. Напишите номера этих предложений.

В 6. Среди предложений 13 – 10 найдите сложноподчинённое, в котором есть два придаточных изъяснительных. Напишите номер этого сложного предложения.

В 7.

В 8. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания А28 – А30, В1 – В7. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Цифры при перечислении отделяйте запятыми.

«Рассуждая на сложную философскую тему, В. Пекелис искренне стремится заинтересовать читателя, обращаясь непосредственно к его жизненному опыту, к его чувствам, поэтому он использует как разнообразные лексические средства, например, _________ («сорваться … с языка» в предложении 14), так и тропы: _________(например, «пик … способностей», «вершины взлёта» в предложениях 17, 18) _________ («поразительный» в предложении 11, «несокрушимая» в предложении 13»). ___________ («…творят так, как поют птицы» в предложении 7) – троп, который позволяет усилить эмоциональное воздействие речи публициста на читателей».

Список терминов:

1. Эпитеты.

2. Литота.

3. Олицетворение.

4. Диалектизм.

5. Сравнение.

6. Парцелляция.

7. синтаксический параллелизм.

8. Фразеологизм.

9. Метафоры.

Ключи

Часть А:

1. 1

2. 2

3. 1

4. 1

5. 2

6. 4

7. 2

8. 3

9. 4

10. 1

11. 1

12. 2

13. 3

14. 1

15. 4

16. 1

17. 2

18. 3

19. 3

20. 2

21. 4

22. 1

23. 3

24. 2

25. 1

26. 4

27. 2

28. 4

29. 1

30. 4




Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz