Четверг, 25.04.2024, 07:35
Персональный сайт учителя русского языка и литературы Гадылгареевой Альбины Даниловны
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 392
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Подготовка к ЕГЭ (Часть С)

План-конспект урока русского языка в 11 классе

Подготовка к написанию сочинения - рассуждения (часть С, ЕГЭ)

Тема «Учимся понимать исходный текст»

     Цели урока:

     формировать умение формулировать собственное мнение и связно, последовательно  его излагать;

2.         образовательный аспект: учить анализировать содержание исходного текста, подготовить к написанию  домашнего сочинения;

3.         развивающий аспект: формировать умение определять основную проблему текста, формулировать авторскую позицию; умение создавать систему аргументов, подтверждающих справедливость выводов этих; стимулировать мыслительную деятельности, творческие способности учащихся;

4.         воспитательный аспект: формирование гражданской позиции по общественно важным проблемам современности; воспитание чувства сопричастности и ответственности за мир вокруг нас; воспитывать патриотизм, чувство национальной достоинства

Оборудование: мультимедийная установка: ноутбук, проектор, колонки, презентация, видеопрезентация,  раздаточный материал

Ход урока.

(слайд 1) 1.Орг.момент.

-Здравствуйте, ребята! Сегодня я проведу открытый урок в вашем классе. Искренне надеюсь на то, что урок вам понравится, а полученные на нем знания и умения вы успешно будете использовать на ЕГЭ.

2.Вступительное слово учителя. Мотивация деятельности. Вызов интереса.

Мы все любим путешествия, особенно виртуальные. Давайте совершим «поход» на страничку форума, посвященного сдаче ЕГЭ.

 «Кто сдавал ЕГЭ по русскому в прошлые годы, поделитесь шпаргалками к сочинению. Это работа творческая, за нее ставят самые высокие баллы».

 «Еще бы не ставили! Дома над сочинением неделю сидишь, а тут надо за 3 часа сделать части и А и В, да еще успеть нарисовать что-то вразумительное в С! Какое тут творчество, если порой такой текст попадется, что невозможно понять, о чем писать!»

«Полгода до экзамена осталось, а я как собачка Павлова – текст понимаю, а написать сочинение по нему  не могу!»

      Вот такие проблемы волнуют ваших сверстников да, наверное, и вас. Да, ребята, часть С самая сложная. Она проверяет навыки вдумчивого, осмысленного чтения, зрелость ваших суждений при истолковании текста. Пусть этот урок будет еще одним важным шагом на пути усвоения технологии написания сочинения.

3. Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, актуализация знаний. Определение темы урока

 «Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни  один ветер не будет попутным», - сказал когда-то римский философ Сенека. Поэтому я хотела бы узнать, а  «вы знаете куда держите путь? Давайте вспомним задание части С? (слайд 2)

   Обратите внимание на первую фразу: « Напишите по прочитанному тексту» и на последующую « Работа, написанная без опоры на прочитанный текст, не оценивается» . Отсюда следует, что важнейшим условием успешного написания сочинения является  правильное понимание исходного текста. Если вы правильно поймете текст – это уже 50 % успеха на экзамене. А правильно понять текст – задача не из легких. Так вот один из пользователей чата пишет «от одной только мысли, что нужно анализировать текст у меня появляется чесотка» Так вот, чтобы вы нервно не почесывались на экзамене, давайте сегодня на уроке попробуем научиться понимать исходный текст.

Запишите тему урока «Подготовка к ЕГЭ. Учимся понимать исходный текст» (слайд3)

 4. Формулирование цели урока.

Тема урока обозначена и мне хотелось бы, чтобы вы сами сформулировали его цель. (Слайд4) (Цель урока – научиться правильно понимать исходный текст, научиться «вычитывать» нужную для сочинения информацию)

5.Подготовка к восприятию исходного текста. Просмотр видеосюжета «Судьба памятников воинам-освободителям на территории бывшего СССР»

   Сегодня мы будем работать с текстом современного писателя публициста Олега Павлова, который затрагивает тему ВОВ.(Слайд 5)

   9 мая 2010 года мы отмечали 65-ую годовщину Победы в ВОВ. Войне, память о которой священна. Но в последние годы на телевидении стали появляться материалы, имеющие своей целью принизить значение Победы, исказить образ русского солдата.  Впрочем, я считаю, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Давайте посмотрим сюжет. (просмотр видеосюжета)

 

   -Какие чувства вы сейчас испытываете? (поражены увиденным, недоумеваете, как можно так поступать с памятниками героям, как можно озверевших нацистов возводить в ранг героев - чувство возмущения, обиды)

Наверное, именно такие чувства заставили Олега Павлова написать следующее/

6.Чтение текста.
  Текст Олега Павлова. см. след.стр.

7. Работа с текстом. Отработка умений и навыков работы с исходным текстом. Усвоение способов деятельности путем воспроизведения информации и выполнения упражнений.

1. Повторение теоретических знаний о тексте

Ребята, скажите, какого стиля данный текст.( Публицистического) Давайте докажем, что он публ. стиля. (Слайд) Ответы уч-ся

    Перед тем, как разбираться в прочитанном, мне хотелось бы напомнить вам основные признаки текста (…._ (слайд)

-Заметьте; один из важных признаков текста- информативность. Любой текст содержит информацию:

1) о каком-либо факте, событии, человеке;

2) цели его создания ;

3)об авторе (его отношении к поднятым проблемам)

Если вы сумеете научится «вычитывать» эту информацию, то правильно поймете текст.

-Давайте снова обратимся к тексту. Итак, 1 абзац. Какие слова являются ключевыми? (Вторая мировая война – своя у каждого народа. Но чуждое и родное смешалось .Наше национальное достоинство оказалось унижено под конец века…»

2 абзац – «Дед участвовал в уничтожении бандеровских банд, считавших фашистским отребьем… Степан Бандера стал национальным героем. Дед обворован уже после смерти»

3 абзац - «священная война со злом сброшена со многих пьедесталов и обкрадена тысячами собственных нравственных уродов»

 

- О чем же этот текст? (текст – горькие размышления автора о том, что священная для нас ВОВ «сброшена в конце века со многих пьедесталов» и «обкрадена тысячами собственных нравственных уродов» (значительно принижается роль русского народа в победе

-Является ли просмотренный фрагмент иллюстрацией к рассуждениям О.Павлова?

2.Формулировка проблемы

-Итак, мы определили тему текста и выделили наиболее значимую для понимания текста информацию. Теперь нам необходимо отобрать информацию необходимую для написания сочинения и первый наш шаг «Формулирование одной из проблем, поставленных автором текста».(слайд) И снова крик отчаяния из чата: «Кто знает, какая проблема рассматривается в тесте. Автор ее часто так замаскирует!»

-Для начала давайте вспомним, что такое проблема? Справка: (вопрос, который … Как можно сформулировать проблему? (два слайда)

   Чаще всего в тексте поднимается несколько проблем. Чтобы их определить, задайте себе вопрос: над какими вопросами размышляет автор? Обратимся снова к тексту? Перечитайте последний абзац. Какой вопрос, поставленный автором текста, является главным? («Когда русский солдат осознает в себе снова такую ж праведность, какую осознавали в себе те, кто воевал и гибнул на Великой Отечественной войне?»)

-Так какую же проблему поднимает автор? Сформулируйте ее, используя шаблоны

(1 способ: О. Павлов поднимает проблему осквернения памяти о ВОВ.

2 способ: «Когда станет ясно, где слава, а где позор? Когда русский солдат осознает в себе такую же праведность, какую осознавали те, кто воевал и гибнул на Великой Отечественной войне?» Именно эти вопросы волнуют известного публициста О.Павлова)

Справка: праведный –Проникнутый правдой, соответствующий идеалу нравственной чистоты и справедливости. (слайд)

-Сформулируйте проблему, используя один из предложенных вариантов. (слайд) Запишите ответ в тетрадь. Вот мы и сделали еще один шаг к успеху – сформулировали проблему и заработали 1 бал по К1.

3.Составление комментария проблемы.

Комментарий проблемы…Перескажи своими словами часть текста - и все!»  - снова реплика из чата. Если вы последуете этому совету, то за К2 вы получите 0 баллов. Давайте вспомним, что такое комментарий? (слайд)

Комментарий обязательно должен опираться на текст. Чтобы прокомментировать проблему, нужно ответить на ряд вопросов.

-К какой категории относится проблема? (политическая, нравственная одновременно)

Справка (проблемы)слайд

-Актуальная ли эта проблема в наши дни? Что делает ее актуальной? (Актуальна, потому что в последнее время о является одной из центральных проблем, все чаще дает о себе знать в СМИ  и телевидении)

-Почему эта проблема привлекла внимание автора? «Мой дед участвовал в боях… Ему больно…»

-Кого особенно интересует эта проблема? (Русских людей, потому что ВОВ – священная для русского народа война и любые попытки принизить ее значение воспринимаются нами как попытка унизить наше национальное достоинство)

- На каком материале автор рассматривает проблему? (Павлов рассматривает проблему на воспоминаниях из детства, а также приводит пример из личной жизни)

-Для чего он это делает? (Чтобы сказать, что он знает об этой проблеме не понаслышке, а данная проблема коснулась его лично)

-Каково авторское отношение к проблеме? Как выражено отношение автора к проблеме? (Его возмущен тем, что происходит и это чувствуется во взволнованной, эмоциональной манере письма. Он старается привлечь внимание читателя к проблеме, используя ряд риторических вопросов. Его до глубины души возмущает то, что «его дед был обворован после смерти» собственными нравственными уродами)

-Все! Мы проблему прокомментировали достаточно подробно и можем получить по К2 – 2 балла! И делаем следующий шаг –

4. Формулировка авторской позиции

«Хорошо, когда автор свою позицию в каком-нибудь предложении объясняет! А то так закрутит, что не найдешь!» (Реплика из чата) Очередная проблема, с которой, как видите, сложно бывает справиться». Давайте вспомним, что такое позиция автора?(слайд)

Справка Позиция автора – это вывод, к которому приходит автор, рассуждая по поводу той или иной проблемы

Справка «Как может быть выражена авторская позиция» (слайд)

-Какие способы используются в нашем тексте? (риторические вопросы, оценочная лексика)

-Какова же авторская позиция? (Автор возмущен тем, что в наше время оскорбляется память о войне, оскорбляется не только поведением стран бывшего СССР, которые делают национальных преступников героями, но и поведением тысяч русских людей, которые идут на преступления ради наград)

-В каком предложении авторская точка зрения звучит отчетливо? (Авторская точка зрения, как мне кажется, выражена довольно чётко в предложении 22: «священная война, со злом сброшена в конце века со многих пьедесталов  и обкрадена тысячами собственных нравственных уродов»)

-Согласны ли вы с мнением автора? Почему?  Действительно,

-Итак, мы выполнили еще одно требование к сочинению – сформулировали авторскую позиции. И выразили свое мнение по проблеме? И получаем по К3-1 балл

 

5. Аргументация собственного мнения.

«Нет, как вам это нравится: мало того, что нужно изложить собственное мнение, так надо еще и аргументы привести, опираясь на жизненный или читательский опыт!!! Сколько там у нас жизненного опыта! Сознательной жизни всего 10 лет» (Сердитое замечание из чата)

Это, действительно, самая трудная часть работы. На этом этапе написания сочинения ваша задача состоит в следующем: (слайд) одобрить позицию автора, выразить солидарность, понимание, принятие  позиции и сформулировать собственную позицию, подобрав 2 аргумента, доказывающих справедливость мнения автора и вашего мнения.

Давайте вспомним, что  такое аргументы, какие аргументы можно считать жизненным опытом, а какие – читательским? (слайд)

Справка.

- Какие аргументы в подтверждение позиции автора вы можете использовать? (реальные факты)

-В начале нашего урока я показала вам видеоролик. Конечно, этот показ был неслучайным. Материал, который вы увидели, является яркой иллюстрацией к проблеме, которую поднимает О. Павлов.

Какие факты можно привести в доказательство справедливости позиции автора и вашей позиции?

   Латвия: в 1997 году взорван Монумент Победы. Литва (Каунас): снесен памятник «Так на пьедестале».Украина: разрушено более 10 памятников партизанам на кургане Славы под Симферополем. В 2007 г.  демонтирован  памятник Воину   освободителю  на  холме Тынисмяги.

     В Новосибирске в ноябре 2010 из-за  медалей  убит 83-летний  ветеран   Великой Отечественной   войны   и  его  супруга . 12  апреля  2010  г.  в  Москве  в  собственной  квартире  убиты  пожилые  супруги, Ветераны  Великой  Отечественной войны  Евгений Пранцузов и Анна Бондаренко. В  декабре  2020 г. в  Ставрополе  был убит  83-летний  ветеран  Великой Отечественной  войны. Из его дома были  похищены  награды, мобильный  телефон  и  500 рублей.

А вот еще один случай, произошедший 15 марта сего года в Краснодаре.

Показ видеоролика о ветеране, избитом в Краснодаре 15 марта.

   Это страшные события.

Ребята, в нашем селе есть памятник «Скорбящей матери». Несколько раз в год мы очищаем его территорию от всякого мусора. А задайте себе вопрос: «Что бы мы увидели, если бы не производилась уборка территории памятника?» Страшно подумать. А кто же оскверняет его территорию? Разве не тот, чей дед или прадед шел в атаку за счастливое будущее? Разве не тот, чья жизнь теперь в безопасности, благодаря тому, кто остался на чужой земле умирать? Разве не тот, чей дед шел с гранатой в руках против танков? Лишь бы мы жили хорошо! Почему наше поколение плюет в души погибших за Родину?

Пример из художественной литературы.  Борис Васильев «Экспонат №»

8.Подведение итогов урока

  Вот мы и закончили работу над сочинением. Я думаю, что наш сегодняшний разговор поможет вам в написании сочинения .

9. Рефлексия

11.Заключительное слово

     А закончить сегодняшний урок мне хотелось бы словами древнегреческого комедиографа Менандра:  «Язык, который умудрен знаниями, не будет запинаться». Я думаю, что сегодняшний урок стал еще одним этапом в освоении вами секретов написания сочинения. И мне очень хотелось бы, чтобы эксперт, проверяющий вашу работу, увидел вас как человека эрудированного, мыслящего, умеющего вступить в диалог с автором, владеющего владеть речью, и поставил вам высокую оценку, которая может стать входным билетом в вуз.

12. Д/з: написать сочинение-рассуждение
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz