Суббота, 20.04.2024, 14:07
Персональный сайт учителя русского языка и литературы Гадылгареевой Альбины Даниловны
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 392
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

        I.          

      II.            Выполните задания, которые помогут вам оценить глубину и точность восприятия исходного текста.

1.       Какую проблему поднимает автор в этом тексте?

1)      Отношение детей к своим родителям

2)      Взаимоотношение человека и природы

3)      Роль чтения в духовном становлении человека

4)      Значение веры в жизнь человека

2.       В каком предложении автор передает любовь Катерины Ивановны к своей дочери?

1)3           2) 4      3) 5      4) 22

3.       Какую функцию в тексте выполняет пейзажное описание (предложения 14 – 18)?

1)      Замедляет развитие событий

2)      Показывает красоту мира

3)      Придает изображенной картине грустную тональность

4)      Создает символический образ холодного и темного мира, в котором угас свет человеческой любви

4.       Какое художественное средство неверно проиллюстрировано примером из текста?

1)      Метафора: серп месяца

2)      Восклицание: предложение 23

3)      Гипербола: предложение 6

4)      Фразеологизм: не ровён час

5.       Чем обусловлена авторская оценка, выраженная в предложении 24?

1)      Жалостью к одинокой старушке

2)      Тем, что Катерина Ивановна сохранила в своем сердце любовь к людям и к природе

3)      Чувством долга перед человеком, который все свои силы отдал воспитанию ребенка

4)      Восхищением автора неутомимым трудолюбием Катерины Ивановны, которая, несмотря на немощную старость, продолжает ухаживать за садом

 

    III.            Прочитайте предлагаемый вариант сочинения по этому тексту. Обратите внимание на его композиционное строение, на последовательность основных действий.

1.       Формулировка проблемы.

(Вначале записываем изречение, которое созвучно главной теме этого текста.) «О матерях можно рассказывать бесконечно! » - так начинает М. Горький одну из своих сказок. (Прокомментируем это высказывание.) Сколько светлых, проникновенных слов посвящено матерям! Но вряд ли можно до конца выразить то чувство великой любви, которое испытывают люди к человеку, подарившему им жизнь. (Формулируем проблему исходного текста в виде вопросов.) Почему же очень часто родители, вырастившие и воспитавшие своих детей, остаются в старости совсем одни? Почему никто не согреет их души теплым взглядом, ласковой улыбкой? (Делаем переход к исходному тексту.) Эти вопросы невольно задаешь себе, когда читаешь текст К. Паустовского.

2.       Комментарий к этой проблеме.

(В комментарии мы раскроем актуальность поднятой проблемы.) Поднятая писателем проблема конечно же возникла не сейчас. Но в наше время она резко обострилась, потому что сегодня материальные интересы часто заглушают нравственные принципы. Пожилые люди кажутся ненужной обузой, поэтому их последние дни проходят в безотрадном одиночестве.

3.       Авторская позиция.

(Напишем о тех чувствах, которые вызвала в нас рассказанная автором история.) Прочитав текст, с особой силой понимаешь, как страшно остаться одному. (Расскажем о том, в каком виде автор выражает свою позицию.) Автор не формулирует свою позицию в виде громких воззваний, но каждый, кто прочитал эту печальную историю, ощущает его обжигающую мысль. (Сформулируем главную мысль этого текста.) «Берегите своих родителей!» - этим страстным призывом к сердцу читателя наполнено каждое слово в его рассказе.

4.       Аргументация личностной позиции.

(В качестве аргументации предлагаем 2 типа аргументов.)

(Аналогия.) Правоту автора подтверждает сама жизнь. В заснеженной тундре кроме мха и лишайника ничего не растет. Так и в душе человека, если в ней исчезла благодарная любовь к родителям, становится пусто, темно и холодно. Такой человек никогда не станет защищать свою отчизну, не протянет другому руку помощи.

(Жизненные впечатления.) Мы часто видим на улицах одиноких, несчастных стариков. Но ведь у этих людей есть дети?! Почему же они оставили тех, кто дал им жизнь, без поддержки, без помощи?!

5.       Вывод.

(Передадим читательский отклик, вызванный глубоким и полноценным постижением авторской мысли.) Может быть, задача писателя как раз и заключается в том, чтобы мы всей душой поняли важность этой как будто бы простой истины.

 

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz